В обзоре представлено сравнение четырехтактных лодочных моторов мощностью 9.9 — 10 л.с. брендов Yamaha, Tohatsu, Honda, Mercury и Suzuki.

Характеристики и комплектация лодочных моторов
Бренд / Модель | Yamaha F 9.9 FMH | Tohatsu MFS 9.9 A3 | Mercury F 9.9 M | Suzuki DF 9.9 AS | Honda BF 10 SHU |
Кол-во цилиндров | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Размеры поршня, мм | 56х43 | 55х44 | 55х44 | 51х51 | 58х42 |
Рабочий объем, см3 | 212 | 209 | 209 | 208 | 222 |
Макс кол-во обротов | 5000-6000 | 5000-6000 | 5000-6000 | 5000-6000 | 5000-6000 |
Вес мотора с винтом и маслом, кг | 39,9/42 | 37/39 | 38/41 | 39,5/42 | 42/45,5 |
Топливо | бензин | бензин | бензин | бензин | бензин |
Топливная система | карбюратор | карбюратор | карбюратор | карбюратор | карбюратор |
Топливный бак | 12 л | 12 л | 12 л | 12 л | 12 л |
Запуск | электро | электро | электро | электро | электро |
Охлаждение | водяное | водяное | водяное | водяное | водяное |
Генератор | 12 В / 6 А | 12 В / 6 А | — | 12 В / 6 А | 12 В / 6 А |
Высота транца, мм | 381 | 381 | 381 | 381 | 433 |
Передаточное число | 2,08:1 | 2,08:1 | 2,08:1 | 2,08:1 | 2,33:1 |
Переключение передач | F-N-R | F-N-R | F-N-R | F-N-R | F-N-R |
Винт | алюминий 3х8 1/2″ х8 1/2″ | алюминий 3х8 9/10″х 8 1/2″ | алюминий 3х10 3/8″ х8 1/2″ | алюминий 3х9 1/4″ х7″ | алюминий 3х9 1/4″ х9″ |
Гарантия | 2 года | 3 года | 5 лет | 3 года | 3 года |
Лодочный мотор мощностью 9.9 л.с. может быть использован как основной мотор на надувных ПВХ лодках, так и как вспомогательный мотор на больших катерах.
Обязательные составляющие каждого сравниваемого мотора: короткая нога, ручной старт, румпельное управление и выносной топливный бак.
Все представленные моторы оснащены скругленными ручками для их переноски при транспортировке.
Важным в данном классе моторов является и их транспортный размер, который все производители уменьшают за счет складного румпеля. При этом Mercury и Yamaha предлагают наилучшее решение — угол складывания 180 градусов.
Немаловажным фактором при транспортировки является и вес мотора. Четырехтактные моторы намного тяжелее, чем двухтактные. Из представленных в данном обзоре моторов наиболее легким весом обладает Tohatsu — 37 кг.
Тестируемые лодочные моторы оснащены системой Quick Stop для моментальной остановки двигателя c тросовым аварийным включателем, блокировкой пуска двигателя (не позволяющей запускать мотор с включенной передачей) и тросом. Комплект инструмента к мотору Honda включает в себя запасной чип. Mercury и Tohatsu дополняют комплект запасными свечами зажигания.
Лодочные моторы Mercury и Suzuki включают передачи посредством вращающейся рукоятки на румпеле всегда на холостом ходу. И хотя в начале эксплуатации моторов к выполнению данной операции необходимо привыкнуть, потом осознается ее удобство и безопасность. Также следует отметить, что во время тестирования все передачи лодочных моторов Mercury и Suzuki переключались точно и легко.
Затяжка регулировочного винта румпеля всех тестируемых лодочных моторов позволяет водителю индивидуально настроить ход румпеля и вращающуюся рукоятку под себя.
Комфорт установки и эксплуатации лодочного мотора Mercury обеспечивает его система тримма — при нажатии на румпель мотор поднимается и устанавливается по линии подъема автоматически в разные позиции.
Другие производители (Honda, Suzuki, Yamaha) также позаботились об удобстве эксплуатации своих моторов в неглубоких водах предусмотрев, так называемое, «положение для мелководья», только для этого после разблокировки заднего хода необходимо поднять мотор за кожух.
Все тестируемые лодочные моторы оснащены системой контроля давления масла — при снижении давления масла подается сигнал и автоматически включается электронный ограничитель частоты вращения.
Если же речь идет о затратах на техническое обслуживание, то ни у одного из тестируемых лодочных моторов нет весомых преимуществ. Замена моторного и трансмиссионного масла (а на моторе Honda также масляного фильтра) осуществляется раз в год (главным образом перед зимней консервацией). Все это можно выполнить в Сервисном центре ЭКСТРИМ.
Тесты лодочных моторов
Тестовые испытания лодочных моторов проводились на надувной ПВХ лодке Zodiac MK I Classic, длиной 3,50 см с жестким дном. Общий вес укомплектованной лодки (включая экипаж, измерительные приборы и топливный бак) составил 250 кг.
Все без исключения тестируемые лодочные моторы продемонстрировали отличные стартовые характеристики. При температуре воздуха 25ºС моторы заводятся сразу без дросселя и газа, после первых оборотов едут по кругу и набирают газ не захлебываясь.
То, что мотор мотору рознь, становится заметным уже на старте.
Сравнение лодочных моторов 9.9 л.с. по результатам их испытаний

«Правильный» гребной винт позволяет лодочному мотору достигнуть высоких показателей при ускорении и достижении максимальной скорости. Лодочный мотор Suzuki с правильно подобранным винтом смог набрать скорость 32,6 км/ч и ускорение за 8,2 с 0 до 25 км/ч. и занял первое место по крителию «Ускорении-Скорость».
За ним по пятам следует мотор Tohatsu, который занимает второе место.
Хотя лодочный мотор Yamaha оказался чуть быстрее Tohatsu, но ускорение дается мотору намного труднее.
Наилучшее ускорение позволяет мотору Honda прибыть к цели раньше, чем Mercury, хотя скорость обоих моторов одинакова.
Победителем в номинации «Низкого уровня шума» становится лодочный мотор Honda. Mercury и Suzuki удается добиться подобных показаний только в низком диапазоне частоты вращения, а Tohatsu – показаний «чемпиона» при глиссировании.

Самую дальнюю поездку обеспечит мотор Honda, который при экономном глиссировании со скоростью 25 км/ч расходует 0,10 л/км и, таким образом, расходует свой топливный банк 12 л лишь через 120 км. Но занимает первое место в номинации «Расход топлива-Пробег».
Второе место занимает мотор Mercury, потребляющий при полном открытии дроссельной заслонки 0,11 л бензина и расходующий при скорости почти 32 км/ч полный бак на 109 км.


Выводы
Моторы Mercury и Suzuki характеризуются соотношением «цена – качество» и удобством эксплуатации.
Лодочный мотор Yamaha отстает только во втором пункте.
Honda задает тон в категориях комфортности работы мотора и потреблении топлива, компенсируя этим такие свои недостатки, как вес и цена.
«Любимец» испытателей — лодочный мотор Tohatsu. Хотя ни в одной из категорий он не вырвался вперед, но он легкий, тихий, быстрый, экономный и по умеренной цене.